Вопрос замены в деталях машин круговых галтелей
В результате дальнейших исследований напряженности и сопротивления усталости ступенчатых стержней с галтелями оптимального профиля высказано соображение о характере изменения оптимального профиля галтели в случае кручения круглого ступенчатого стержня и даны относительные координаты точек такого профиля. Несмотря на очевидные преимущества, галтели указанных оптимальных профилей вследствие значительной их протяженности вдоль оси вала, равной меньшему из диаметров его сопрягаемых частей, практически не используют. Иногда вместо них применяют галтели кратно-оптимального профиля, координаты точек которого по сравнению с оптимальным уменьшены в одно и то же число раз. Изредка используют в машиностроении также другие галтели переменного радиуса кривизны: эллиптические, параболические. Существенный недостаток перечисленных известных типов галтелей — выбор их профиля без надлежащего учета в общем случае конструкции детали, видов и характера действующих на нее нагрузок и материала детали. Как следствие, профили таких галтелей в действительности часто не являются оптимальными, и галтели имеют ограниченное применение.
Указанный недостаток галтелей переменного радиуса кривизны устраняет предложенный способ определения оптимальных профилей галтелей. Он заключается в том, чтобы при сохранении протяженности наиболее важной из сопрягаемых поверхностей детали, как и при круговой галтели заданного радиуса а, в условиях эксплуатации на опасном расчетном режиме детали получить приблизительно равномерное распределение по профилю галтели эквивалентных напряжений, приведенных к симметричным циклам. Это удается достичь согласно проведенному анализу данных о влиянии радиуса круговой галтели на уровень концентрации напряжений в различных деталях машин, если переменный радиус кривизны р предлагаемых профилей галтелей выразить в виде где коэффициент с,, пропорциональный радиусу а, определяют из условия касания предлагаемого профиля галтели обеих сопрягаемых поверхностей детали.