Устройство акустической гитары
Прообразом струнного щипкового инструмента историки считают охотничий лук с натянутыми на него несколькими тетивами разной длины и толщины. До XVII столетия гитара имела 3 или 4 струны. Пятиструнная гитара появилась впервые в Испании в XVI веке. Она отличалась от современного инструмента тем, что имела все сдвоенные струны, кроме первой. Именно в Испании в дальнейшем сделали гитару шестиструнной со всеми одинарными струнами. С середины XVII века этот инструмент уже не менялся и стал таким, как мы его знаем.
Основа любой акустической гитары – это корпус и гриф.
Называя корпус акустической гитары декой, многие допускают ошибку. Это название прижилось потому, что на верхней части гитары, которую и называют декой (верхней) размещена основная часть всех важных элементов гитары. Сам же корпус лучше назвать туловищем, по форме он и напоминает изгибы женской фигуры. Туловище имеет объёмную форму, которая создаётся ещё одной декой – нижней и боковыми фигурными элементами – обейчатками. Такое строение и позволяет воспроизводить звуки за счёт резонаторных свойств корпуса при помощи отверстия (голосника) на верхней деке. Встречаются модели с несколькими резонаторными отверстиями. Так как нагрузка на верхнюю часть корпуса гитары значительно больше изготавливается она из более прочных пород дерева и изнутри укрепляется системой специальных реек (пружин). Некоторые производители убеждены, что от того, как размещены пружины, зависит качество звука и поэтому их размещение в каждой модели индивидуально. Под резонаторным отверстием находится подставка, на которой размещается нижний крепёж для струн (бридж). Зафиксированные в бридже струны потом проходят через специальный порожек, который распределяет их на необходимое расстояние друг от друга и задаёт нужную высоту.
Вторая основная часть гитары – это гриф. Если корпус – это туловище гитары, то гриф можно назвать ручкой. Его форма должна быть такой, чтобы можно было музыканту легко обхватить рукой. Основа грифа гитары – это шейка. Это основная часть, на которой крепятся все важные элементы. Для прочности и устранения деформации в гриф вмонтирован металлический стержень (анкер). С одной стороны анкера находится гайка, при помощи которой можно выравнивать шейку в зависимости от натяжения струн. Она может находиться как в верхней части (головке) грифа, так и в нижней — внутри корпуса в передней части голосника. Процедура регулирования анкером очень сложная и проводить её необходимо предельно аккуратно. На лицевой части шейки крепится пластина из твёрдой древесины (накладка), на которой размещены перпендикулярно струнам металлические порожки – лады. За счёт прижимания струн к ладам и происходит изменение частоты колебаний звука. Сами же струны крепятся в верхней части на головке грифа к специальным механизмам – колкам, при помощи которых и осуществляется их натяжение. На стыке накладки и головки находится верхний порожек, регулирующий ширину и высоту струн над грифом.
Соединяется корпус с грифом при помощи утолщения в нижней его части, которое называется пяткой. Чаще всего это соединение клееное, но встречается и винтовое. При втором виде соединения можно также регулировать высоту струн.
Это основные части акустической гитары. Также как в любом инструменте, в ней бывают элементы, которые выполняют функцию только украшения. Таким является розетка, деталь, находящаяся вокруг резонаторного отверстия или катавей («вырез», обеспечивающий лучший доступ к верхним ладам). К ним также можно отнести и крепление для ремня, которое чаще всего врезается в пятку грифа и заказывается у лютье (гитарного мастера). Это делает гитару уникальной, но на качество её звучания не влияет.