У каждого своя дорога
С площадки перед входом открывается панорамный вид на равнины Сикоку, голубеющие вдали просторы Внутреннего моря и даже на путепровод Сэто Охаси. уходящий на север к берегам Хонсю. Преодоление каменной лестницы на вершину Слоновьей головы стало не только обязанностью для верующих, но и спортивным развлечением. Каждый год 1 октября здесь проводится, возможно, самый уникальный марафон в Японии. Участники забега (в нем могут принять участие все желающие) выбирают один из двух возможных маршрутов. Более легкий — преодолеть 785 ступеней вверх и спуститься вниз. Более трудный — 1368 ступеней вверх и столько же вниз. И тот, и другой забег длится примерно полчаса. Побеждает, естественно, первый на финише.
А спустя несколько дней храм отмечает свой праздник. Его называют О-Тона (Уважаемый 10-й день. т. е. 10 октября). Как водится, вечером происходит торжественное шествие с выносом священных паланкинов-микоси под звуки музыки гагону, треск и сполохи фейерверков. Все танцуют и поют. Удовольствие получают не только боги, наблюдающие за происходящим из паланкинов, но и все присутствующие. На следующий день богов с таким же почетом отправляют наверх, под сень храма.
Для тех. кто не сумел посетить Котохиру в дни праздника, есть утешительное мероприятие. Им предоставляется возможность осмотреть древнейшее из сохранившихся в стране зданий театра Кабуки — Кономорудзо. Оно было построено в 1836 году. Каждый апрель приезжающая из Токио (Эдо). Киото или Осаки труппа давала здесь несколько спектаклей. После Реставрации Мэйдзи (1868 год) о театре как-то забыли. В старом здании стал работать кинотеатр. Но в 1970 году ревнители национальной культуры спохватились, здание было восстановлено и объявлено важным культурным достоянием. С 1985 года каждый апрель здесь проводятся сезоны Кабуки. В спектаклях выступают столичные артисты.
Религиозные сокровища Компиры и прихрамового городка Котохиру не исчерпывают богатой духовной составляющей района, прилегающего к горе Слоновья голова. Если Котохиру расположился на южном склоне этой горы, то еще один прихрамовый город есть и к северу от Дзодзудсан. Появление храма Дзэнцудзи. как и одноименного городка, было связано с тем. что именно в этих местах родился мальчишка, которому суждено было сыграть выдающуюся роль не только в становлении японского буддизма, но и в значительной степени национальной культуры.
В 774 году в аристократической семье Саэки. жившей в провинции Сануки (на Сикоку), родился сын. За давностью лет его первое имя установить оказалось весьма сложно, но исследователи предполагают, что новорожденному дали имя Тотомоно. По той же причине мало сохранилось сведений о его юношеских годах. В 15-летнем возрасте он стал изучать, как и все остальные отпрыски знатных фамилий, китайскую классическую литературу, затем отправился на учебу в Нару. Там его познакомили с основами буддийской философии.
К тому времени семья Саэки оказалась в опале, и с надеждами занять какой-либо важный пост в государственной структуре Тотомоно пришлось расстаться. Он постригся в монахи, получив при этом новое имя — Кукай. В 804 году молодой монах отправился в Китай, где стал учеником одного из известных проповедников эзотерического буддизма. Под его руководством он изучал буддийские сутры, санскрит, китайскую поэзию, каллиграфию. Спустя два года Кукай вернулся на родину уже известным религиозным деятелем, привезя с собой немало религиозных и литературных рукописей. Ему доверили управление буддийским храмом Такаосандзи в пригороде Киото. А уже на следующий год (810) он стал главой главного храма в Наре — Тодайдзи.
Перечислять все стадии религиозной карьеры Кукая нет необходимости. Он проповедовал, формировал внутри буддизма религиозную секту Сингон. Но не меньшую славу он принес на другой стезе. Обладая поистине энциклопедическими знаниями. Кукай проектировал и строил храмы, пагоды и монастыри, создавал искусственные озера на острове Сикоку, успешно занимался каллиграфией, стихосложением, скульптурой, лексикографией (его перу принадлежит старейший из сохранившихся японских словарей). Ему доверили воспитание принца, наследника престола. Кукаю приписывают и создание японской азбуки нано, что по влиянию на национальную культуру позволяет сравнивать его с родоначальниками славянской письменности Кириллом и Мефодием. Недаром японцы почитают Кукая как отца японской культуры и цивилизации. Его жизнь оборвалась в 835 году. Кукай получил посмертное имя Кобо Дайси.
Памяти этого незаурядного религиозного и государственного деятеля в значительной степени и посвящен храм Дзэнцудзи. построенный на месте рождения этого человека. Храм был заложен в 813 году самим Кукаем. От первых строений храма (молельные залы, пятиярусные пагоды, общежития для монахов) практически ничего не осталось. Все они сгорели во время пожаров 1558 и 1 575 годов. От пожара уцелели лишь два камфорных дерева, росших на этой территории с незапамятных времен. Говорят, им по полторы тысячи лет. Значит, маленький Тотомоно мог играть в тени этих гигантов.
Вся страна собирала средства, чтобы восстановить уничтоженный храм. В 1884 году здесь была выстроена пятиярусная пагода высотой 45 м. Главный зал храма посвящен Якуси Нёрай (Будде излечивающему). Первую деревянную статую Якуси Кукай вырезал сам. Она тоже сгорела во время пожара. В нынешнюю статую, как утверждают, заключен пепел той первой скульптуры. Соседний зал (Нонтиин) посвящен 11-ликой богине Каннон, наделенной способностью облегчать женщинам роды.