Технологии изготовления резьбы и условие сборки резьбового соединения
Величина и распределение остаточных тангенциальных напряжений в зависимости от выбранного режима. В неупрочненном образце остаточные напряжения практически отсутствовали. Анализируя полученные зависимости, можно отметить следующее. 1. При обкатывании кольцевых канавок вибрирующим роликом уже сравнительно малые деформации металла (Д = 0,24 мм) приводят к созданию значительных остаточных сжимающих напряжений ох = — (30 4 34) кГ/мм2. 2. Характер расположения и величина остаточных напряжений не зависят от способа получения пластической деформации обкатываемого металла, а только от его величины. 3. С возрастанием величины обжатия внутреннего диаметра до Ad1 = 0,8 мм тангенциальные сжимающие остаточные напряжения увеличиваются и достигают значения сгх = — 44 кГ/мм2, т. е. 0,7 ат. Дальнейшее увеличение величины обжатия внутреннего диаметра до Д = 1,08 мм не изменяет характера напряженного состояния, а увеличение значения Adl до 1,40 мм (режим, при котором наблюдается шелушение поверхности обкатываемой канавки) несколько снижает максимум сжимающих напряжений (ат = -40 кГ/мм2) и меняет их расположение по глубине. При этом наблюдается более интенсивный спад сжимающих напряжений у поверхности впадины и уменьшается общая площадь эпюры сжимающих напряжений.
На основании этого при обкатке резьбы УП 320 X 32 X 453 величину обжатия внутреннего диаметра Adt рекомендуется выбирать в пределах 0,8-1,0 мм. Необходимость определения достаточной величины обжатия внутреннего диаметра вызвана требованиями, предъявляемыми к точности изготовления резьбы. Как показали исследования, при обжатии внутреннего диаметра резьбы изменяются и остальные ее параметры. Эти изменения зависят от соотношения параметров резьбы и упрочняемого ролика, а также от величины обжатия внутреннего диаметра. Знание требуемых величин деформаций внутреннего диаметра и закона изменения остальных параметров позволяет изготавливать резьбу под обкатку так, чтобы исключить последующую калибровку ее резцом.