Смысловая концепция профессионального самоотношения личности

Функциональную автономию профессионального самоотношения можно проиллюстрировать феноменом «защитного превращения» (А.У Хараш), который наблюдается в ситуации хронического неуспеха личности в профессиональных делах. Позитивное самоотношение в профессии в известной степени является непреднамеренным, побочным «продуктом» профессиональной успешности, поскольку удовлетворенность личности результатом труда питает ее удовлетворенность собой как субъектом труда. Если самоотношение лишается положительного подкрепления в виде субъективной удовлетворенности профессиональными достижениями, оно функционально перестраивается и начинает мотивировать защитные формы поведения. Смысл этих форм поведения сводится к тому, чтобы обратной связи — внешних или внутренних оценок трудового результата и себя как работника. А.У Хараш описывает феномен «защитного превращения самооценки» следующим образом: «Самооценка, исходно представляющая собой своего рода дисплей, по которому субъект имеет возможность судить об адекватности своего поведения и продуктивности своей деятельности, обособляется в автономную подструктуру и становится предметом особых забот субъекта. Ее функция состоит теперь в том, чтобы продуцировать «внутренние» положительные оценки, способные заглушить неблагоприятные для субъекта оценочные реакции со стороны окружающих». Особая щепетильность, бдительность, настороженность в вопросах, связанных с профессиональной «Я-концепцией», может служить косвенным индикатором профессиональной нереализован-ности личности и защитного перерождения ее самоотношения.

Профессиональное самоотношение, понимаемое как динамическая система глубинных смысловых структур, является «гипотетическим конструктом» или теоретической абстракцией, которая служит логическим звеном в объяснении эффектов психической регуляции профессиональной деятельности и самопознания личности как ее субъекта. С целью определения форм, в которых профессиональное самоотношение становится субъективной данностью, т.е. непосредственно осознается и переживается человеком, необходим переход из субстратной в феноменологическую плоскость анализа. Мы солидаризируемся с мнением И.И. Чесноковой о том, что «переживания, связанные с отношением к собственной личности, к отдельным ее особенностям, ко всем проявлениям в поведении и деятельности, могут протекать в форме непосредственной эмоциональной реакции или как переживания в «инактуальной форме», когда живая эмоциональная реакция отсутствует и заменяется оценочным суждением…». Отсюда можно говорить о двух основных «модальностях», в которых профессиональный смысл «Я» презентирован в индивидуальном сознании и самосознании личности: эмоциональных переживаниях и рациональных оценочных суждениях по поводу себя как работника, специалиста, профессионала. В совокупности они составляют специфическую феноменологию профессионального самоотношения, которая не только открыта для наблюдения со стороны самой личности, но и поддается эмпирической регистрации со стороны исследователя. Опросник как средство диагностики самоотношения как раз и апеллирует к осознанным формам репрезентации профессионального смысла «Я».