Север Хоккайдо
До-хоку (север Хоккайдо) и До-во (восток Хоккайдо) считаются у японцев забытой богом и людьми окраиной. Лишь любители дикой, первозданной природы забираются в эту глушь. Однако для россиян, особенно для тех. кто знаком с Севером и Сибирью не понаслышке, виды малоосвоенных районов Хоккайдо, возможно, отзовутся ностальгической ноткой в душе. Колки белых берез, разбежавшихся по берегам стремительных речушек и сонных озер; важно разгуливающие по бескрайним болотам стаи журавлей, прилетевших сюда на зимовку из нашей страны; рык медведя в ночи; горные кряжи, кутающиеся в туманные вуали; ледяной припай у морского берега, по которому, кажется, легко можно добежать если не до самой Сибири, то хотя бы до близкого Сахалина, — все делает этот уголок Японского архипелага таким далеким от сложившегося у многих стереотипа представлений о современной Японии, но легко узнаваемым, почти родным для россиянина.
Сами японцы в туристических проспектах, посвященных этим местам, налегают в основном на описания прелестей многочисленных национальных парков, созданных на севере и востоке Хоккайдо. Но мы начнем свое знакомство с этим регионом с Асахикавы — крупнейшего города До-хоку. Как это характерно для большинства населенных пунктов Хоккайдо, предтечей нынешнего города, где ныне проживает 360 тысяч человек, была небольшая айнская деревня, название которой в переводе с языка аборигенов звучало как «река, где ярятся волны». Чуть переиначив произношение, японские колонисты стали именовать это место Асахигавой (Рекой восходящего солнца). Так как на географических картах страны уже существовало такое название (река в префектуре Окаяма). бурно росший на Хоккайдо город стали называть Асахикавой, а его железнодорожную станцию — Асахигавой. Это различие осталось и до наших дней, хотя не всякий японец объяснит, почему одни и те же иероглифы, входящие в название города и станции, читаются по-разному.
В годы эпохи Мэйдзи (1868-1912) Асахикава служила основным опорным пунктом для колониальной милиции тондэнхэй, призванной защищать переселенцев от набегов местных айнов и угрозы со стороны отрядов российских авантюристов. Позже город сформировался как центр деревообработки, целлюлозно-бумажной промышленности и пивоварения. Асахикава известна своими парками и скверами, а также репликой айнской деревни Тикабуми Айну Котан. превращенной в мощный туристический центр. Здесь же расположен старейший в стране музей айнской культуры.
Асахикаву часто называют воротами в Национальный парк Дайсэцудзан — самый большой (232 тыс. га) и наименее освоенный из всех 27 национальных парков страны. Он охватывает горную страну, возвышающуюся над центральной частью острова и нередко именуемую «крышей Хоккайдо». Самым высоким пиком парка является гора Асахидакэ (2290 м) — излюбленное место для летних восхождений японских альпинистов. Чуть южнее — действующий вулкан Токатидакэ (2077 м). С альпийских лугов Дайсэцудзан берут начало основные реки этого острова, устремляющиеся к берегам Японского. Охотского морей и Тихого океана. Прорываясь с гор в долины, водные потоки образуют глубочайшие каньоны, ущелья, поражающие своей дикой красотой. Наиболее известные вершины — Обако (Большая коробка) и Кобако (Маленькая коробка) — славятся своими грандиозными каскадными водопадами, над которыми в солнечные дни постоянно переливается радуга. Национальный парк богат всевозможной живностью. Здесь привольно чувствуют себя лисы, бобры и даже медведи. В реках играет рыба.
Несколько часов на поезде, большую часть пути идущем по долине реки Тэсиогава, зажатой между горными цепями Китами и Тэсио. и вы достигнете порта Вакканай, фасадом обращенного к проливу Соя (на русских картах он именуется проливом Лаперуза). Этот рабочий городок с населением около 50 тысяч человек не слишком приспособлен для туристических целей. Достопримечательностей тут мало, если не считать морских видов. Но и они далеки от совершенства, отравлены приметами индустриализации, ибо по берегам воздвигнуты причалы, стоят портовые краны, цистерны для нефтепродуктов. Население занято в основном рыболовством и рыбопереработкой. В старые времена этот незамерзающий зимой порт был пунктом пересадки на паром, соединявший Хоккайдо с Сахалином. После того как в результате Второй мировой войны южная часть Сахалина была включена в состав РСФСР и сахалинцы японского происхождения были депортированы на Хоккайдо и другие острова Японии, регулярная паромная связь прервалась. Теперь выходящими из Вакканая паромами можно добраться до островов Рисири и Рёбун.