«Серенький козлик» в русском балете
Россия остается в мировом балете одним из лидеров. Этот жанр искусства стал активно развиваться еще в XIX в. Впрочем, этот век оказался отправной точкой для бурного развития практически всех видов русского искусства. Вплоть до начала XX в. миру заявили о себе отечественная литература, живопись и театр.
Это не значит, что до этого периода в истории российского искусства не было ничего интересного и важного. Сначала существовало народное творчество, наряду с ним свой путь проходило церковное (иконопись, сочинение житий и других писаний, создание музыкальных песнопений). В XVIII в. имел место свой классицизм и сентиментализм, однако именно в начале 1800-х годов начинают появляться известные на весь мир литераторы, музыканты и композиторы.
В XVIII в. в Российскую Империю начинают все чаще и чаще приезжать итальянские театральные и балетные труппы. Для постановки театральных действий императорский двор приглашает на службу великих мастеров своего времени, пишущих музыку для итальянских, французских и английских театров.
Цезарь Пуни и его либретто
Так, Россию посещает композитор и творческий деятель Цезарь Пуни, умерший, кстати, в Северной Столице в 1870 году. О его жизни мало что известно, но можно сказать точно, что он очень любил свое дело, поскольку создал музыку к 312 балетам (без учета месс и опер). Сейчас такая цифра воспринимается как нечто нереальное, хотя она же вполне объясняет сегодняшнюю популярность балетов Пуни.
Балетная музыка далеко непроста в написании, ибо тесно связана с элементами танца. Движением здесь обусловлена и сюжетная канва, и образы героев, и их действия.
Однако вернемся к появлению русского балета. Тогда в России уже писались оперы, которые начали завоевывать признание иностранной публики, а вот отечественного балета с родным национальным сюжетом и именами еще не было. Цезарь Пуни и балетмейстер Артур Сен-Леон смогли решить эту проблему, написав либретто по мотивам сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок».
Балет критиковали в основном по двум направлениям:
• идейность;
• музыка и танец.
По словам современников, сам балет был очень даже неплох, учитывая тогдашние настроения, царящие в обществе. Многие даже видели в нем определенные либеральные и демократические, прогрессивные мотивы. Так, можно было сопоставить образ Хана (в оригинале был царь) с реакцией масс на образ Царь-девицы, олицетворяющей свободу; получалось, что образ Иванушки является определенного рода метонимией на русский народ, а образ конька-Горбунка — это своеобразный светлый гений России.
Тогдашние и позже советские деятели культура все равно поругивали балет за отсутствие в нем более яркой и сильной революционной «жилки», и тут ничего не поделаешь: искусство для искусства никогда не приносила желаемые плоды, и посему оно всегда было тесно связано с жизнью людей, с социальным и историческим «фоном».
Музыка и танец тоже не могли обойтись без некоторых едких замечаний критиков. Пуни использовал известные ему русскую народную музыку и песни. Балетмейстер же заимствовал у русского народа типичные движения их танцев. Тогда это казалось чем-то если не вульгарным и низким, то хотя бы странным, однако эти типичные черты и стали непреложной частью именно отечественного балета. В этом произведении даже есть момент, где танцуют под знаменитую песенку «Серенький козлик»
Цезарь Пуни был похоронен на Санкт-Петербургском католическом кладбище. Он не единственный, кто остался жить в России и чьи потомки тоже снискали славу и успех. Но об этом в другой раз.