Роль композиции
В искусстве такой эффект был известен столетиями, и французский теоретик искусства XVII века Роже де Пиль удачно заметил о «работе воображения наблюдателя, которому приятно познавать и переживать ощущения, происхождение которых он приписывает художнику, хотя на самом деле они возникают сами по себе.
Неоднозначность проявляется в разных формах — от содержания до композиции.
К роли композиции мы обратимся, но мы уже узнали кое-что о роли содержания, в частности, что контраст между случаями, когда содержание настолько сильно, что сгодится и плохая композиция, и случаями, когда реальный объект гораздо менее важен для изображения, чем то, как фотография скомпонована фотографом. Давайте углубимся в роль содержания. Когда оно ослепительно ясно и просто, зритель видит его, понимает и движется дальше. Но когда вовсе не понятно, что происходит или почему, то если зрителя удастся убедить рассматривать изображение несколько дольше, то он начнет делать интерпретации.
Конечно, иногда эти интерпретации получаются ошибочными, становясь тем, что Гомбрих назвал «дорожными авариями на пути от художника к наблюдателю». Это может совсем ничего не значить, однако наводит на мысль, что необходимо уделить некоторое внимание пояснительным подписям, хотя бы как средствам достаточно долго удерживать внимание зрителя.