Процесс нахождения и обрамления кадра
Немало фотографов рассказывали о почти, что духовном единении между своим сознанием и реальностью вокруг них во время съемки, и, конечно, сущность этого явления не так уж далека от духа дзен. Роберт Фрэнк рассказывал об отождествлении себя с объектом съемки: «Я вижу человека, чье лицо и походка мне интересны. Я — это он. Мне интересно, что произойдет дальше». По словам Рэя Мецкера, «когда ведешь съемку, находишься в потоке».
Дайсецу Судзуки, один из ведущих специалистов по дзен-буддизму XX века, написавший предисловие к книге Херригеля, считал: «Если кто-то по-настоящему хочет стать мастером в искусстве, технических знаний недостаточно. Нужно выйти за пределы техники, чтобы искусство стало “безыскусственным искусством”, вырастающим из бессознательного». Если вспомнить о роли инстинкта и интуиции в процессе нахождения и обрамления кадра, то для фотографии это утверждение истинно. Одна из целей дзен — ожидать неожиданного и приспособиться к этому, и к фотографии это явно имеет отношение.
Важная концепция здесь — «освобождение ума», которого можно достичь после приобретения и оттачивания мастерства.
В старинном трактате о стрельбе из лука «Йошида Тойокадзу тушо» перечисляются техники, а далее говорится, что они не нужны, но затем автор продолжает: «То, что они не нужны, не означает, что в них нет необходимости в самом начале.