По равнине Нары

 

Нара

Нынешний городской центр Нары раскинулся вокруг Оленьего парка. Однако в VIII веке, когда город еще только возводили, его центр был несколькими километрами западнее. Теперь этот район исторического центра Нары носит название Ниси-но Кё (Западная столица). Именно там расположено т. н. Хэйдзёсэки — место императорского дворца Хэйдзё. возведенного в 710 году.

В те годы Япония испытывала сильнейшее влияние китайской культуры. Поэтому и план строящейся столицы практически был копией столицы Танского Китая — города Чанъань. Заложенный на равнине Нара новый город представлял собой прямоугольник размерами 4,8 на 4.3 км. В северной его части был расположен императорский дворец. От него строго на юг шла широкая, до 65 м. дорога Судзаки одзю (Проспект Феникса), деля город на две части — западную и восточную, или Сакё (Левую столицу) и Укё (Правую столицу). С севера на юг город пересекали 9 улиц, с запада на восток — 10, образуя тем самым прямоугольную сетку из 72 кварталов, исключая дворцовую зону. Позднее на северо-востоке было пристроено еще 12 кварталов, включавших в себя территории храмов Кофукудзи и Гангодзи, куда с течением времени и переместился городской центр.

Дворцовый комплекс был обнесен глинобитной стеною высотой около 5 м. Произведенные на этом месте раскопки обнажили фундаменты дворца и служебных построек. В дворцовую зону входили Дайри — резиденции императора, Дайгокудэн — церемониальный зал. обширный сад и Тёдоин — помещения (или, как теперь говорят, офисы) для правительственных чиновников.

Если от дворца Хэйдзё сохранился лишь фундамент, то буддийским храмам, построенным в пределах Сакё. повезло больше. Объектами не только туристического внимания, но и религиозного поклонения остаются храмы Тосёдайдзи и Якусидзи. Они достаточно удалены от современного центра Нары и туда удобнее добраться автобусами или электричкой.

Один из великих и наиболее интересных храмов Японии Якусидзи принадлежит буддийской секте Хоссю. Заложен он был еще в 698 году, но позже, с переносом столицы в Хэйдзёкё. переехал в 718 году на нынешнее место. Изначально он был задуман императором Тэмму как дар богам за чудесное излечение его супруги, императрицы Дзито от тяжелой болезни. Впрочем, случилось так, что сам император вскоре скончался и достраивать храм пришлось его царственной вдове.

Как и многие другие древние храмы страны. Якусидзи неоднократно горел и подвергался разграблению, особенно в бурные годы кровавых междоусобиц XV века. Поэтому подавляющее большинство храмовых построек относится к XVII веку. С древних времен уцелела лишь Восточная пагода, чудом пережившая лихолетье. Ее особенность заключается в том. что между крышами ее трех ярусов расположены промежуточные крыши поменьше. Кажется, что две трехъярусные пагоды как бы встроены одна в другую. Пагоду венчает длинный шпиль с девятью кольцами, символизирующими небесные сферы, а над ними фигурки танцующих ангелов буддийской мифологии. Ее высота — 36 м. Пагода считается одной из самых изящных построек в Японии. Некогда храм украшали две симметричные пагоды — Восточная и Западная, но одна из них сгорела.

Основной зал (Кондо) храма Якусидзи был перестроен в 1976 году по старым чертежам. Внутри его хранится бронзовая Триада Якуси — бог-целитель Якуси Нёрай в сопровождении двух Бодхисаттв — Никко (Солнечный свет) и Гакко (Лунный свет). Обычно Якуси Нёрай изображают держащим шкатулку с лекарствами. В данном случае целитель восседает на ящике с лекарствами. В соседнем зале Кодо есть свой вариант Триады Якуси, но по своим художественным качествам она несколько уступает сокровищу Кондо. В Восточной часовне — Тоиндо — хранится скульптура богини Сё-Каннон (1.9 м в высоту), подаренная в середине VII века императорскому двору правителем Кореи. Весьма любопытен талисман от пожара, именуемый Суйэн, долгое время хранившийся в Восточной пагоде, чьему благотворному воздействию приписывают ее сохранность. Это бронзовая корона с пламенными зубцами, но. приглядевшись, можно вычленить фигуры детей и ангелов, разбрасывающих цветы. А в Буссокудо хранится отпечаток в камне ступни Будды, считающийся национальным сокровищем.

Хотя другие храмы в стране часто и жестоко страдали от пожаров, храм Тосёдайдзи избег этой прискорбной участи. Он заслуженно считается красивейшим образцом архитектуры периода Нара. Особенно великолепна колоннада, украшающая его главный зал Кондо. Внутри хранятся уникальные скульптуры работы китайских мастеров VIII века: 3.3-метровая статуя Будды Бирусяна. нимб которой украшен изображениями тысячи маленьких будд (ныне их сохранилось 867). деревянные изображения Бонтэн и Тайсякутэн (Брахмы и Индры), лакированная фигура Якуси Нёрай высотой 3,4 м и огромная (5.4 м в высоту) деревянная фигура Тысячерукой Каннон (сохранилось 953 руки).

Кодо — Зал для чтения проповедей — был когда-то флигелем императорского дворца. Он был пожертвован храму. Несмотря на многочисленные переделки, это сооружение позволяет судить о пышности императорского жилья в период Нара.

Продолжим свое знакомство с префектурой, отправившись на ее юг. с каждым километром как бы погружаясь все глубже в историю страны. На просторах долины Ямато с IV по VIII век. формировались корни японской государственности. К V веку власть японского императора распространялась на юг и восток, включая северную часть острова Кюсю и всю долину Канто. Следы тех дворцов затерялись во времени, оставив потомкам лишь погребальные холмы кофун.

Вскоре мы достигнем Асуки. Сейчас это деревушка с населением около 7 тысяч человек, но в древности здесь был политический и культурный центр страны. В окрестностях Асуки возводили свои дворцы великие правители. Где-то тут, как утверждает официальная мифология, был возведен легендарный дворец Касихара, принадлежавший первому императору Японии Дзимму. Позже в этом же районе возвели дворец Асука Киёмихара-но Мия — резиденцию с 672 по 694 год императора Тэмму и императрицы Дзито. В непосредственной близости с 694 по 710 год располагалась японская столица Фудзиваракё (ныне городок Касихара). где правили, сменяя друг друга, императрица Дзито (до 697 года), император Момму (697-707) и императрица Гэммэй (707-715). Императорские дворцы были окружены виллами знати, известными храмами. От них ныне ничего не осталось, кроме фундаментов. Вспомнили о былом величии этого места лишь в 1972 году, когда археологи неожиданно для себя обнаружили в раскопах остатки богато изукрашенных стен древних захоронений.

В Асуке можно осмотреть холм, сложенный из огромных каменных блоков, размеры самого большого из которых составляли 7.5 на 3 и на 7.7 м. а вес — около 72 тонн. Считается, что это — могила правителя VI века Сога-но Умако. Представитель мощного клана Сога, он посадил на трон своего племянника, а когда тот стал проявлять самостоятельность, убил его и сделал императрицей племянницу Суйко. оставаясь при ней всесильным регентом.

Период расцвета столичной Асуки пришелся на годы правления императрицы Суйко (593-628). Тогда в Японию зачастили многочисленные посольства корейского королевства Пэкче. искавшего союзников в борьбе с воинственными соседями — королевствами Силла и Когурё. Развивались дипломатические отношения и с Танским Китаем. Иностранные посольства привозили в Японию предметы буддийского ритуала, сутры. Распространялись знания о конфуцианском учении, медицине, астрономии, летосчислении. В те годы в Японии было построено около 40 буддийских храмов. С одним из них. самым знаменитым, мы сможем ознакомиться, проехав 20 километров на север, до маленького городка Икаруга с населением около 28 тысяч человек. В VII веке это место избрал для своего дворца государственный и духовный лидер Японии принц Сётоку (574-622). выполнявший после смерти Сога-но Умако обязанности регента при императрице Суйко.

Расположенный на окраине Икаруги храм-монастырь Хорюдзи считается древнейшим в мире деревянным сооружением, сохранившимся до наших дней. Он был заложен в 607 году принцем Сётоку (по-японски Сётоку тайси) в качестве своеобразной семинарии для адептов нового, пришедшего в Японию через Корею из Китая, религиозного учения- буддизма. Принц жил в удаленном от тогдашней столицы Асука дворце Икаруга-но Мия, соответственно, храм был заложен по соседству, и его иногда называют храмом Икаруга. Первоначально это было весьма скромное сооружение, святыней которого стала бронзовая статуя Целителя Будды — Якуси Нёрай. Случившийся в 670 году пожар полностью уничтожил храм. Святую обитель вскоре после этого восстановили, причем в гораздо большем масштабе, но точная дата возрождения храма-монастыря не известна. Однако значительная часть сооружений того времени сохранилась до наших дней.