Основные тенденции на логистическом рынке
Спад, несомненно, вызван экономической нестабильностью в стране. Высокая инфляция, ослабление рубля, внешнеторговые ограничения, сокращение грузовой базы — здесь целый комплекс причин.
На рынке логистической отрасли стали очевидны ряд тенденций.В настоящее время происходит определенная переориентация транспортно-логистической отрасли с западной части России на регионы юга и Дальнего Востока. Это связано, прежде всего, с внешнеполитическими событиями и изменением товарных потоков, поскольку основными торгово-экономическими партнерами России становятся Китай и другие страны Юго-Восточной Азии.
Как следствие, снижается уровень востребованности складских помещений в традиционных центрах логистических операций — Москве и Санкт-Петербурге. Например, в Северной столице в прошлом году было введено в эксплуатацию более 10 крупных складских комплексов, и на сегодняшний день вакантность складских площадей довольно высокая. Эксперты рынка полагают, что десятая часть складов в Санкт-Петербурге к концу текущего года будет пустовать. В Москве сейчас тоже не наблюдается дефицита складских площадей.
Кроме того, участники всё больше стремятся к оптимизации логистических процессов и связанных с ними расходов. Это касается не только операторов, но и грузоотправителей. В частности, промышленные предприятия сейчас оптимизируют свои структуры и отдают на аутсорсинг логистические функции, которые ранее выполняли их собственные подразделения.
Если говорить о складской логистике, то в последнее время наметилась тенденция изменения взаимоотношений между грузовладельцами и собственниками складских площадей, которые всё чаще работают без посредников и заключают прямые договора аренды, нередко долгосрочные -на 5-10 лет. Это дает грузовладельцам возможность сократить расходына посреднических услугах операторов и обеспечить себе стабильность.
Сложнее всего сегодня придется некрупным и начинающим компаниям, которые в силу своей неконкурентоспособности будут вынуждены покинуть рынок или консолидироваться с крупными и более успешными игроками. Конкуренция на рынке достаточно жесткая. Процесс консолидации и укрупнения игроков на логистическом рынке идет уже давно, и неэффективных компаний практически не осталось. Другой вопрос, что условия меняются, и эффективность теперь надо доказывать в условиях кризиса.