Об общей роли сюрприза в фотографии
Хорошо известные виды и объекты фотографировали бессчетное количество раз, что неизбежно, и поскольку способов фотографирования относительно мало (несколько очевидных вариантов точки съемки, несколько разумных способов построения композиции), то, естественно, большинство фотографов испытывают неудовольствие по поводу создания изображения, которое, возможно, неотличимо от многих других.
Если только это не снимок на память о пребывании в том месте, он может даже показаться бессмысленным. У фотографа и близко нет такого выбора возможностей передачи деталей или форм, каким располагает живописец. Фотоаппарат работает бесстрастно, у него нет характера, и композиция — самый доступный путь к индивидуальной интерпретации.
Это подводит нас к еще более важному вопросу — об общей роли сюрприза в фотографии. По сути, это вопрос философский, и, действительно, он привлек внимание ряда философов, в том числе Ролана Барта. Здесь я коснусь этого вопроса лишь в плане пользы для создания фотографий, но его корни в том, что все кадры, не подвергавшиеся специальным манипуляциям, показывают то, что в действительности было в том месте и в тот момент во время съемки. Посему, если только объект и его трактовка не отличаются чем-то особенным, всегда есть риск, что фотографию отвергнут, сочтя ее неинтересной.