Морские перевозки наливных грузов
Ежедневно по всему миру в различные пункты назначения отправляются огромные морские танкеры, доставляющие нефть, кислоты, спирты, вино, растительное масло и многое другое. Морские суда активно используются для доставки наливных грузов, в список которых кроме нефти и нефтепродуктов входят пищевые продукты, сжиженные газы и химические вещества. Наливными принято называть все жидкие грузы, загружаемые в трюмы морских судов наливом без использования тары.
Сейчас танкеры перевозят основную массу добываемого «черного золота». То, что нефтепродукты доставляются морским путем, объясняется географическим расположением важных районов и добычи, и потребления нефтепродуктов. Кроме того, морские перевозки наливных грузов позволяют отказаться от затрат на упаковку товара.
Морские перевозки наливных грузов сопряжены с целым рядом сложностей и опасностей, как правило связанных с химическими свойствами транспортируемых веществ. Любая жидкость – это особенный груз, наделенный уникальной вязкостью, плотностью, летучестью. При хранении, перевозке, погрузке и разгрузке жидких веществ должны приниматься особые меры предосторожности. Значительная часть наливных материалов огнеопасна, взрывоопасна, токсична и способна электризоваться. Перед отправкой товара важно убедиться в том, что получатель располагает необходимым оборудованием для безопасного слива полученного груза.
Рост объемов нефти и других наливных грузов, перевозимых по морю, неизбежно приводит к росту количества химических веществ, попадающих в воду. Поэтому многими странами одобрена международная конвенция МАРПОЛ 73/78, предписывающая принятие технических мер по обеспечению гарантированной безопасности окружающей среды. В частности, в документе перечислены правила упаковки, размещения и хранения вредных веществ на морских судах. Конвенция разделяет все наливные грузы на 3 большие группы:
нефть и всевозможные нефтепродукты;
вредные вещества, представляющие опасность для акватории моря;
неопасные жидкие вещества.
Кроме того, нефтепродукты разделяются на темные и светлые, вязкие и маловязкие, летучие и нелетучие, легковоспламеняющиеся и застывающие при высоких температурах. Вязкость вещества оказывает значительное влияние на скорость грузовых операций и на наличие «мертвых» остатков после откачки всего груза. Температура застывания позволяет оценить необходимость подогрева груза перед перекачкой.