Источники сопоставления

Сопоставление. В фотографировании чересчур сильно полагаются на простой композиционный прием в виде помещения двух или более объектов в одном кадре. Я говорю «чересчур сильно» ввиду нашей природной способности выявлять взаимодействие между объектами, расположенными бок обок. Предполагается, что одновременно сопоставляются как минимум две вещи, и как только зритель начинает задумываться, почему фотограф принял именно такое решение, и было ли сопоставление намеренным, начинает распутываться клубок мыслей.

Существуют два источника сопоставления, и один из них неизбежно оказывает воздействие на другой — это содержание и геометрические формы. Возможно, слово «мотивы» подошло бы лучше, чем «источники», потому что в первом случае инициатива исходит от объекта, а во втором стимулирование чаще исходит из случайных внешних явлений (как, например, отражение одного объекта в окне, сквозь которое также виден второй объект). То и другое — содержание и графика — никогда не бывают полностью отделены друг от друга.

Степень преднамеренности может варьироваться чрезвычайно — от запланированной экспедиции с целью поиска способа сопоставить два объекта до неожиданного решения, вызванного стечением обстоятельств, и если готовое изображение — единственное, что видит зритель, то само по себе оно вовсе не надежный указатель.