Интегрированные пропорции
Первая схема внизу демонстрирует деление согласно ряду чисел Фибоначчи. Вторая показывает геометрическое деление, в основе которого лежат соотношения между сторонами самого кадра. Большинство полезных делений прямолинейные, но для создания треугольных частей можно использовать и диагонали.
На фотографии справа композиция, конечно, была интуитивной, но разные версии положения объектов ясно указали на прямолинейное деление. Судя по последовательности снимков, первоначальный вид — лишь горизонт и лодки вдалеке — подвергся экспериментам с перемещением объектива вверх и вниз. Появление рыбака в красной лодке изменило динамику, и в то мгновение, когда он и его лодка встали вертикально, фотография состоялась. Мгновением позже композиция развалилась.
Горизонт. Вероятно, самая обычная фотографическая ситуация, в которой кадр должен быть разделен точно и четко, — когда в кадре находится линия горизонта. На пейзажах такого типа, какие показаны на этих страницах, линия горизонта становится доминирующим изобразительным элементом.
Ясно, что если горизонт — единственный существенный элемент изображения, то его размещение в какой-то мере определяет качество композиции, и самый простой случай — когда горизонт представляет собой относительно прямую линию (нет гористых контуров).