Анализ многочисленных данных
Анализ полученных многочисленных данных по изучению влияния различных факторов на демпфирование колебаний стержневых систем в воздушном потоке позволил установить линейную зависимость аэродинамического декремента от некоторого, представляющего отношение массового критерия т к критерию. Как видно из данных, значения аэродинамических декрементов колебаний, полученные при различных частотах для стержней различных геометрических размеров, достаточно хорошо укладываются на одной прямой, выражающей линейную зависимость. Изложенные результаты исследования различных по своей физической природе причин рассеяния энергии при колебаниях механических систем (несовершенная упругость материала упругого элемента системы, конструкционное и аэродинамическое демпфирование) и большое количество факторов, влияющих на декремент колебаний каждого из указанных трех основных разновидностей демпфирования, свидетельствуют о большой сложности решения проблемы демпфирования колебаний. Тем более, если учесть, что в большинстве случаев на практике все перечисленные причины рассеяния энергии одновременно сопутствуют реальным условиям эксплуатации, в частности, при вибрации турбинных лопаток.
В связи с этим приходится оценивать соотношение вклада в общее рассеяние энергии различных составляющих и ориентироваться на ведущее из них. Одной из основных задач при проектировании машин, элементы которых при эксплуатации подвержены воздействиям, вызывающим колебания, является создание конструкций с демпфирующими свойствами, обеспечивающими снижение недопустимо высоких амплитуд колебаний и связанной с этим опасной для эксплуатации их динамической напряженности. К сожалению, учет демпфирующих факторов на стадии проектирования трудно осуществить из-за того, что в большинстве случаев не удается получить достаточно стабильных показателей демпфирования колебаний, обусловленного теми или иными факторами. Особенно это касается данных о конструкционном рассеянии энергии, являющимся во многих случаях ведущим.