Жонглеры
каждой руке у меня – по мячику. Подбрасываю мячик правой рукой так, чтобы он прилетел в левую. Но левая рука занята. Поэтому в тот момент, когда мячик уже подлетает к ней, точно так же подбрасываю мячик в левой руке – чтобы он прилетел в правую. Слежу за тем, чтобы мячики подлетали на одинаковую высоту. Потом пробую начать с левой руки. Ага, так почему-то даже легче.
Это называется “обмен” – основной элемент жонглирования, который должен получаться автоматически, без малейших затруднений. Потом можно будет усложнить задачу: взять в одну руку сразу два мяча. Тренируйтесь – все в ваших руках!
Но чтобы достичь действительно высоких результатов, тренироваться надо очень упорно. Знаменитый Энрико Растелли, которого до сих пор считают непревзойденным мастером, звездой первой величины репетировал по двенадцать часов в сутки. Он вставал в шесть утра и жонглировал на манеже, а когда репетировали другие артисты – в фойе. Обед и завтрак ему приносили прямо туда. Если во время исполнения номера его что-то не устраивало – оставался в цирке и репетировал до поздней ночи.
Растелли постоянно придумывал новые трюки, номера, оттачивал технику до немыслимого совершенства, порой жонглируя даже с закрытыми глазами. Зато все палочки, тарелки, шарики, факелы притягивались к его рукам, как к магниту. Невероятная техника, пластика, обаяние, артистизм, бешеный ритм обеспечивали ему успех.
Да, мастерство жонглера оценивается не только по количеству подбрасываемых предметов. Попробуйте пожонглировать со скрещенными руками, бросить один из мячиков под ногой или из-за спины… Или побросать предметы за спиной – вдруг да получится! Простор для творчества огромен! Многие жонглеры говорят, что радость приносит не столько сам процесс жонглирования, сколько постоянное совершенствование, изучение новых трюков и комбинаций.
Жонглировать можно разными предметами. Легче всего – шариками. Сложнее – палочками, булавами, кольцами, а самое сложное – тарелки. Все это – реквизит классического жонглирования. Но можно использовать для этого любые предметы. Например, на рубеже XIX-XX веков широко распространилось салонное жонглирование. Его представители выходили на манеж во фраках, смокингах, визитках и жонглировали цилиндрами, сигарами, бильярдными киями, предметами ресторанного обихода…
Жонглер Анастасий Филиппенко в свое время придавал своим выступлениям национальный украинский колорит. Жонглировал он бутафорскими овощами и фруктами: морковью, раскрашенными под арбузы мячами, а также подсолнухами.
Древние римляне жонглировали тяжелыми мечами, щитами, копьями, острыми ножами не ради развлечения, а чтобы развить ловкость в обращении с боевым оружием. Спросите любого профессионала – чтобы овладеть ножом, нужно как минимум научиться свободно перекидывать его из руки в руку. Было бы интересно увидеть подобный номер в современном цирке.
Жонглирование хорошо сочетается с танцем, а также с самыми разными цирковыми жанрами – эквилибристикой, акробатикой, клоунадой… Особую группу составляют силовые жонглеры, работающие с тяжелым реквизитом. Есть жонглирование на лошади. А японцы придумали соединять жонглирование с фокусами.
Жонглеры работают поодиночке, вдвоем и группами. Жонглируют и выбрасывают предметы. Выбрасывание – это такой вид жонглирования, когда артист, подкинув один за другим несколько предметов, сразу собирает их, не повторяя действия вновь. Такой прием применяется при работе с большим количеством предметов, летящих на большой скорости – жонглер только и успевает выбросить их и собрать.
Совершенствоваться можно бесконечно – было бы желание и фантазия. Известный жонглер Александр Кисс исполнял вместе со своей сестрой Виолеттой такой номер. Виолетта делала стойку на голове брата и ногами жонглировала бочонком. А потом, стоя на голове брата на одной руке, быстро вращала ногами палку, а другой рукой обруч. Александр же в это время жонглировал четырьмя предметами!
Свой трюк с бочонком Виолетта готовила три года. Чтобы добиться таких результатов, конечно, необходимо быть по-настоящему увлеченным, влюбленным в свое дело человеком. “Если ты – жонглер, то тебя можно сравнить с поэтом, — писал Александр Кисс. – Твой герой… обязан еще раз и по-своему рассказать, сколь прекрасен человек, как он ловок и могуществен. Если ты – жонглер, то должен слагать своим творчеством гимн Человеку, гимн победный и торжественный”.
Если говорить о современном жонглировании, можно назвать группу “Student+Juggling”. Трое студентов Института экономики и культуры – Дима Чернов, Дима Когут и Алекс Кулаков – занимаются жонглированием.
Главный в тройке – Дима Чернов, так же известный как SHAMAN – благодаря фантастическому номеру, выпущенному им в цирке Никулина на Цветном бульваре. Для своих восемнадцати лет Дима добился неплохих успехов – в его кармане награды ряда международных фестивалей и конкурсов плюс мировой рекорд в жонглировании семью футбольными мячами.
Впрочем, способны, безусловно, все трое. Ребята жонглируют у себя в институте и снимают это на видео, сопровождая процесс шутками и розыгрышами, без которых любому студенту жизнь не в радость. Пока есть настолько увлеченные этим люди –- жонглирование будет жить!